^
Пн-Пт С 9:30 до 18:30
Меню

Телефон

+7 (812) 680-15-26 +7 (812) 718-52-45

Адрес

197183,Санкт-Петербург,
м. Старая Деревня,
ул. Дибуновская д. 50, оф. 229

Email

info@alfadom.ru

Режим работы

Пн-Пт С 9:30 до 18:30

Какие существуют стандартные размеры гаражных ворот

Какие существуют стандартные размеры гаражных ворот

Строго фиксированных размеров проёма гаража не установлено, однако производители и строители оперируют рядом типовых значений. На практике стандартные размеры гаражных ворот для легкового автомобиля чаще всего находятся в диапазоне около 2,5–2,8 метра по ширине и 2,0–2,5 метра по высоте. Эти параметры считаются оптимальными: они обеспечивают удобный въезд и выезд, не делая створки чрезмерно громоздкими. Слишком широкий проём ведёт к утяжелению воротного полотна, повышенной нагрузке на петли или механизм подъёма, что со временем может вызвать провисание створок или перекос конструкции. Поэтому размеры ворот подбирают с учётом габаритов автомобиля, особенностей гаража и требований к комфортному маневрированию.

Рассчитываем размер проёма в зависимости от типа и количества машин

При планировании размеров ворот важно ориентироваться на размеры вашего транспорта и их количество. Нужно обеспечить достаточный запас пространства как по ширине, так и по высоте проёма, учитывая возможные выступающие элементы автомобиля (зеркала, багажник на крыше) и условия заезда. Рассмотрим рекомендации для разных случаев.

Ширина ворот в гараж для одного легкового автомобиля

Для одного легкового авто рекомендуемая ширина ворот составляет примерно на 60 см больше ширины машины с учётом зеркал (по 30 см запаса с каждой стороны). В числовом выражении это около 2,4–2,7 м для среднего легкового автомобиля. Например, если ширина машины вместе с зеркалами ~1,8 м, то проём целесообразно сделать около 2,5 м. Такой запас обеспечивает комфортный въезд, даже если заезд осуществляется не строго по прямой, а с небольшим поворотом. Если же у вас крупногабаритный легковой транспорт (минивэн, внедорожник), стоит увеличить ширину проёма до 2,8–3,0 м. Это позволит въехать, не рискуя задеть проём, и учесть возможную смену автомобиля в будущем на более габаритный.

Помимо ширины ворот, рекомендуется продумать и внутреннюю ширину гаража. Она должна позволять открыть двери автомобиля внутри и свободно выйти. В идеале ширина помещения равна сумме ширины автомобиля с полностью открытой дверью с каждой стороны плюс запас ~20–25 см слева и справа. Если вдоль стен планируются стеллажи или оборудование, их глубину также нужно добавить к расчету ширины гаража.

Ширина ворот в гараж для двух легковых авто

Для гаража на два автомобиля подход к расчету аналогичен, но учитывается дополнительный промежуток между машинами. Рекомендуется добавить не менее 50 см к общей ширине, чтобы обеспечить безопасный одновременный въезд двух авто без риска соприкосновения. Таким образом, минимальная ширина ворот под два легковых автомобиля составит порядка 5 метров и более. Практика показывает, что проём шириной ~5 м позволяет двум машинам комфортно заезжать и выезжать, не мешая друг другу.

Следует отметить, что строительные нормы напрямую не регламентируют габариты ворот для двухмашинного гаража. Однако опытные автовладельцы советуют закладывать ширину не менее 4–5 м для такого варианта. Если позволяет место, ширина в 5,5–6 м даст еще больший запас на будущее. Высота ворот при этом обычно выбирается стандартной (около 2,2–2,5 м), если в гараж будут заезжать только легковые автомобили.

Доступные решения для гаража на два авто

При проектировании гаража на две машины есть два основных решения: установить одни широкие ворота или две отдельных воротных конструкции. Оба подхода имеют свои особенности:

  • Одни широкие ворота – обеспечивают максимальную ширину проёма для обоих авто сразу. Такой вариант удобен тем, что требует лишь одного проёма и одной автоматической системы (при использовании привода). Однако, широкое полотно будет тяжелее и дороже, а при открывании будут сразу полностью открываться ворота на весь проём, что в холодное время приводит к большему теплопотере из гаража.
  • Два отдельных проёма и ворот – предполагает установку двух стандартных ворот (например, шириной ~2,5–3 м каждые) с разделяющей колонной между ними. Это решение часто более выгодно по теплотехнике: можно открывать лишь одну створку, выпуская меньше теплого воздуха. Кроме того, каждая конструкция легче по весу и механизму. Специалисты рекомендуют для двухмашинного гаража именно два отдельных воротных блока, поскольку так уменьшается износ (меньшая масса каждой створки) и снижаются теплопотери. Из минусов – более высокая совокупная стоимость двух автоматик (при автом. управлении) и необходимость наличия опоры между проёмами.

Выбор между одним широким или двумя воротами зависит от бюджета и планировки. Если гараж узкий, но длинный, может быть технически проще сделать одни ворота. Если гараж отапливается и важно сохранить тепло – два воротных проёма предпочтительнее. Также два проёма позволят при поломке одного комплекта ворот пользоваться вторым для выезда, что повышает надёжность доступа.

Расчет высоты ворот

Высота гаражных ворот определяется высотой самого высокого транспортного средства, который будет заезжать, с небольшим запасом. Рекомендуется, чтобы проём по высоте был минимум на 20 см выше высоты автомобиля. Это учитывает возможное наличие на крыше антенн, багажников или будущую покупку машины чуть выше ростом. Например, при высоте легкового авто ~1,8 м оптимально сделать проём около 2,0–2,1 м. Стандартная высота большинства ворот для легковушек как раз лежит в пределах 2,2–2,5 м – этого достаточно для внедорожников, микроавтобусов и небольших грузовиков.

Если планируется заезд более габаритной техники (например, микроавтобуса, «Газели»), стоит сразу увеличить высоту ворот до 2,5–2,8 м. В частных домах типовая высота ворот обычно не превышает 2,2 м, однако при индивидуальном строительстве можно заложить больше. Учтите, что у подъемных конструкций нижний край полотна при открывании может чуть опускаться и частично перекрывать проём сверху. Поэтому помимо запаса 20 см по высоте автомобиля, желательно учесть ещё несколько сантиметров на возможное перекрытие проёма конструкцией ворот. В целом формула для расчёта может выглядеть так:

высота ворот ≈ высота автомобиля + 20 см запас (на антенну/багажник и зазор).

Такой подход гарантирует, что машина проедет без проблем даже при мелких неточностях монтажа или подвеса ворот. Также не забудьте проверить высоту потолка гаража: при невысоком потолке возможно установка ворот ограниченной высоты или понадобится специальный низкий подъемный механизм.

Влияет ли тип гаражных ворот и способ управления на размеры проёма

Тип выбранных ворот напрямую влияет на требования к проёму и свободному пространству вокруг него. Хотя сам размер проёма (ширина/высота) для заезда автомобиля будет одинаково рассчитан под габариты машины, конструктивные особенности различных видов ворот предъявляют дополнительные условия:

  • Секционные ворота. Полотно состоит из секций и при открытии уходит под потолок гаража. Для их установки требуется достаточная глубина помещения – длина гаража должна как минимум равняться высоте проёма плюс ~50 см, чтобы панели полностью разместились горизонтально под потолком. Кроме того, необходима перемычка (пространство от верхнего края проёма до потолка) для монтажа направляющих и торсионного механизма: обычно не менее 10–13 см для небольших ворот с автоматикой. При больших размерах ворот перемычка может потребоваться от 20 см и более. Также нужны пристенки (участки стены по бокам проёма) шириной хотя бы 10–12,5 см для крепления вертикальных направляющих. Если гараж очень низкий или мелкий по глубине, стандартный секционный механизм может не подойти без специальных решений (низкий подъем, наклонные панели и т.д.).
  • Рулонные (роллетные) ворота. Представляют собой полотно из горизонтальных ламелей, наматываемое при поднятии на вал в верхней части проёма. Их плюс – компактность: рулон может устанавливаться над проёмом (внутри или снаружи помещения) в защитном коробе. Требования к глубине гаража минимальны, так как полотно не уходит внутрь помещения, а скручивается над проёмом. Однако для монтажа нужен запас места над проёмом под короб (около 30–40 см, в зависимости от размера ворот). Максимальная ширина рулонных ворот достаточно велика – до 7 м в бытовом исполнении  (и вплоть до 11 м в промышленном случае). Высота полотна также может достигать 8 м, ограничена главным образом прочностью ламелей и валов. Таким образом, тип ворот-роллет влияет на проём тем, что требует дополнительного места сверху; сами же габариты проёма могут быть очень большими при необходимости.
  • Распашные ворота. Классические двустворчатые ворота на петлях меньше всего зависят от высоты потолка или глубины гаража, поскольку открываются наружу или внутрь, вращаясь на петлях. Ширина створки распашных ворот не должна быть чрезмерной: практика показывает, что при общей ширине проёма более ~3 м створки получаются слишком тяжёлыми. Рекомендуемый максимум для двустворчатых ворот – порядка 2,5–3 м на каждую створку (общая ширина ~5–6 м). Если нужен более широкий проём, лучше рассмотреть другие типы ворот или многостворчатые складные системы. Также распашным воротам необходимо свободное пространство для открывания: снаружи на подъездной площадке (если открываются наружу) или внутри гаража (если внутрь). Это накладывает ограничения: например, при коротком подъездном пути или наличии уклона наружу распашные ворота неудобны.

Помимо типа конструкции, способ управления воротами (ручной или автоматический) также влияет на некоторые параметры гаража. В первую очередь, автоматический привод требует места для своего размещения. Например, при секционной конструкции к необходимой глубине гаража добавляют около 50 см для электропривода и его установки. Также нужно предусмотреть прокладку электрокабеля и розетку на потолке. В остальном же выбор автоматики не изменяет размер самого проёма – современные приводы компактны и не требуют существенно больших зазоров. Скорее, удобство автоматики сказывается на эксплуатационных параметрах: владельцу важно изначально учесть возможность подключения привода, чтобы не пришлось дорабатывать проём впоследствии (например, усиливать перемычку для крепления мотора).

Вывод: Тип ворот определяет, какое дополнительное пространство (по бокам, сверху или в глубину) нужно зарезервировать при строительстве. Автоматизация добавляет требования к глубине и наличию электросети, но не изменяет необходимой ширины/высоты проёма для проезда. Поэтому при планировании размеров гаража учитывайте не только габариты машин, но и конструкцию выбранных ворот и способ их открытия.

Стандартные размеры гаража и виды ворот

Существуют разные виды гаражных ворот, и каждый имеет свои стандартные диапазоны размеров и оптимальные условия применения. Ниже рассмотрены основные типы подъёмных и откатных конструкций, используемых в частных гаражах, с указанием типичных размеров проёма и особенностей монтажа для каждого.

Подъёмные рулонные ворота

Рулонные ворота (рольставни для гаража) состоят из узких ламелей, которые наматываются на вал в коробе над проёмом. Благодаря такой конструкции они подходят для гаражей с ограниченным пространством под потолком или по бокам проёма – весь механизм компактно размещается сверху. Стандартизированный ряд размеров у рулонных систем очень широк. Минимальные габариты могут быть совсем небольшими (для технических проёмов), а максимальная ширина полотна достигает 11 м при высоте до 8 м. В частном строительстве, правда, редко требуются такие большие ворота; обычно ширина не превышает 3–5 м, а высота – 2,5–3 м. Преимущество рулонных ворот – возможность перекрыть очень широкий проём без разделения на части. Однако по мере роста размеров значительно увеличивается масса полотна и, соответственно, стоимость – для тяжёлых рулонных ворот требуется более мощный вал и двигатель. Также рулонные ворота обычно уступают секционным по теплоизоляции, поэтому их часто выбирают для неотапливаемых гаражей или хозяйственных боксов.

Особенности монтажа: Роллетные ворота могут устанавливаться внутри проёма, снаружи перед проёмом или внутри помещения за проёмом. В каждом случае надо предусмотреть место для короба и направляющих. Стандартные коробовые балки имеют высоту порядка 30 см (для средних размеров ворот), что уменьшает полезную высоту проезда на эту величину при внутреннем монтаже. Поэтому при выборе высоты проёма учитывайте размер короба: например, при желаемой световой высоте 220 см нужно сделать проём ~250 см, чтобы после установки короба осталось нужное пространство. Ширина проёма может быть любой в пределах возможностей системы, но при ширине более ~5–6 м рекомендуется установить промежуточные опоры или перейти на промышленную серию оборудования.

Подъёмные секционные ворота

Секционные ворота – самый распространённый вариант для частных гаражей. Полотно состоит из горизонтальных секций (панелей), движущихся по направляющим: при открытии они уходят под потолок. Стандартные размеры секционных ворот варьируются в широких пределах. Минимальная ширина обычно начинается от ~2,2–2,25 м – меньше просто не требуется для легковых авто. Далее ширина может увеличиваться с небольшим шагом (например, шаг 125 мм у ряда моделей). Максимальная ширина секционных ворот по стандарту достигает 5–6 м для частных гаражей, а в промышленных исполнения по ГОСТ – до 8 м. Высота полотна секционных ворот, как правило, лежит в диапазоне 2–3 м однако при необходимости возможны и выше (промышленные до 6 м по ГОСТ). Производители предлагают набор типовых размеров – например, популярные модели идут сразу в нескольких стандартных габаритах (по ширине и высоте). Это упрощает выбор и удешевляет конструкцию, так как не требует индивидуального изготовления, если ваш проём спроектирован «под стандарт».

Особенности монтажа: Секционные ворота требуют свободного пространства под потолком равного высоте проёма (для размещения полотна) плюс несколько десятков сантиметров для конструкции. Стандартные требования – около 30 см перемычки под вал и кронштейны. Если высота потолка меньше, существуют решения с низким подъемом, но они могут снизить высоту проезда. Также нужны пристенки – обычно минимум по 10 см с каждой стороны проёма для крепления вертикальных направляющих и пружинных узлов. Секционные ворота можно оснастить встроенной калиткой (дополнительной дверцей для входа) при достаточной высоте панели – это бывает актуально, если нет отдельной двери в гараж.

Подъёмные цельные (подъемно-поворотные) ворота

Подъемно-поворотные ворота представляют собой цельное щитовое полотно, которое при открывании поднимается целиком вверх, разворачиваясь параллельно потолку. Такая конструкция была популярна раньше, до массового распространения секционных систем. Её плюс – относительная простота и отсутствие сочленений полотна. Однако у цельных ворот есть серьезные ограничения по размеру. Рекомендуемая ширина проёма для них – не более ~2,4–2,8 м, а высота – до ~2,2 м. Причина в том, что сплошное полотно большой площади будет очень тяжелым и создаст повышенную нагрузку на подъемный механизм. Ворота шириной более 3 м и высотой более 2,2 м подъемно-поворотного типа крайне громоздки в управлении и быстро выводят механизм из строя. Поэтому для больших гаражей их практически не используют.

Особенности: При открытии цельное полотно выдвигается немного вперёд перед проёмом (на расстояние, равное примерно 1/3 высоты ворот), прежде чем уйти под потолок. Это значит, что перед гаражом должна быть свободная площадка, чтобы ворота могли распахнуться вверх, не задев автомобиль, стоящий близко. Также важно очень точно выдержать геометрию проёма и крепление, так как любая деформация может привести к заклиниванию жёсткого полотна. Сегодня подъемно-поворотные ворота устанавливают нечасто ввиду перечисленных недостатков и существования более совершенных альтернатив.

Распашные классические ворота

Распашные ворота – двустворчатые, открывающиеся на петлях – являются традиционным решением для гаражей. Они просты по конструкции, не требуют сложных механизмов, легко ремонтируются. Стандартный проём под распашные ворота в гараже для одной машины обычно ~2,5–3 м в ширину и ~2–2,2 м в высоту. Для двух машин делают двустворчатые ворота шириной около 4,5–5 м (по 2,2–2,5 м на каждую створку). Считается, что более 3 м на одну створку делать нежелательно – створка станет слишком тяжёлой и может просесть. Максимально двустворчатые ворота могут достигать ~6 м (по 3 м на створку), но это уже предел, после которого требуется либо добавление третьей створки, либо выбор другого типа ворот.

Особенности: Для распашных ворот критично наличие свободного пространства для открывания створок. Створки могут открываться наружу – тогда перед гаражом должен быть ровный участок без уклонов и препятствий, длиной как минимум равной ширине створки. Если створки открываются внутрь, то гараж должен быть достаточно глубоким, чтобы открытые двери не мешали стоящему внутри авто и не упирались в предметы. Высота потолка роли не играет – открытые створки не задействуют пространство под перекрытием. Распашные ворота можно автоматизировать с помощью линеек или рычажных приводов, но при сильных ветровых нагрузках и обильном снегопаде автоматика может испытывать трудности (нужно очищать зону движения створок). В регионах с суровой зимой распашные ворота требуют регулярной очистки снега перед гаражом.

Откатные ворота

Откатные (сдвижные) ворота представляют собой полотно, которое отъезжает в сторону вдоль ограждения или стены. В контексте частного гаража откатная конструкция используется реже (чаще её применяют для въездных уличных ворот), но в некоторых случаях может быть решением для гаражного проёма большого размера. Например, если гараж представляет собой отапливаемый бокс, фасад которого почти полностью можно открыть, то откатное полотно позволит создать очень широкий въезд. Пределы по ширине для откатных ворот практически самые высокие: стандарты допускают перекрывать проёмы до 40 м шириной и 20 м высотой (промышленные конструкции на рельсовых ходовых частях). В частных домах, конечно, таких размеров не требуется – обычно делают откатные ворота шириной 3–5 м, чтобы вместить 1–2 автомобиля в ряд. Преимущество откатного механизма – ворота движутся горизонтально и не занимают места ни под потолком, ни перед гаражом (нужна лишь свободная стена сбоку для отката полотна).

Особенности: Для установки откатных ворот нужен боковой резерв пространства вдоль стенки – секция стены, равная ширине проёма, куда будет уходить полотно при открытии. Если гараж внутри имеет свободную боковую стену без оборудования, вдоль которой может скользить дверь, то откатные ворота можно разместить внутри помещения. Также существуют решения с откатным полотном снаружи по фасаду. В любом случае требуется прочная направляющая (рельс на полу или балка сверху) на всю ширину хода. По высоте ограничений меньше – откатное полотно может быть практически любой высоты, какой позволит проём и конструкция стены. Стоимость откатных ворот для гаража выше, чем у секционных или распашных, из-за более сложного основания и механизма баланса полотна. Также для внутренних откатных ворот важно, чтобы в зоне скольжения не было объектов – никаких шкафов, труб или других автомобилей. Этот тип оправдан для очень широких проёмов или специфических условий, когда другие конструкции не подходят.

Определяемся с особенностями гаража

У каждого гаража есть индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать при выборе размеров проёма и типа ворот. Чтобы правильно подобрать ворота и их габариты, рассмотрите следующие факторы:

  • Количество и тип транспортных средств. Решите, будет ли гараж рассчитан на одну машину или несколько, легковые это авто или более габаритные (внедорожники, микроавтобусы). От этого напрямую зависят требуемые ширина и высота ворот.
  • Габариты автомобилей. Замерьте ширину машины с учётом зеркал и высоту с учётом антенн/багажника. Добавьте необходимые запасы (не менее 30 см с каждой стороны по ширине и 20 см по высоте), чтобы проём был достаточным.
  • Траектория въезда. Оцените, под каким углом автомобиль будет заезжать. Если подъездная дорога расположена под углом или выезд на узкую улицу, необходимо заложить дополнительную ширину проёма для манёвра.
  • Размеры самого гаража. Учтите внутреннюю ширину и длину помещения. Ширина гаража должна позволять открыть двери авто с обеих сторон + иметь запас пространства (минимум 20–25 см с каждой стороны) для прохода и доступа к вещам. Длина гаража – превышать длину автомобиля хотя бы на 1,5 м (около 1 м запаса сзади и 0,5 м спереди для удобства и размещения оборудования). Высота потолка также критична для подъёмных ворот – проверьте, хватит ли места для выбранного типа конструкции.
  • Наличие коммуникаций и оборудования. Посмотрите, не будут ли мешать трубопроводы, вентиляция или стеллажи установке воротного механизма. Возможно, какие-то коммуникации придётся переместить выше, если они проходят как раз над проёмом (актуально для секционных ворот).
  • Отапливаемый или нет. Если гараж планируется тёплым, отдайте предпочтение воротам с хорошей теплоизоляцией (секционные с сэндвич-панелями). Для холодного неотапливаемого гаража можно сэкономить и установить рулонные ворота – они тоньше, но это не критично при отсутствии отопления.
  • Отдельный вход. Желательно, чтобы в гараже была отдельная дверь или встроенная калитка в ворота, особенно если ворота одни и широкие. Это позволит войти без открытия всего проёма. Если отдельной двери нет, можно заказать встроенную калитку в полотно секционных ворот (такое решение предлагают некоторые производители).
  • Автоматизация. Решите заранее, будете ли вы ставить автоматический привод. Если да – убедитесь, что заложено достаточно места под потолком и в глубину гаража для мотора и направляющих, а также продумана проводка электричества (розетка на потолке). Если нет (планируется ручное открывание), убедитесь, что выбранный тип ворот удобен для ручного использования (например, очень широкие тяжелые ворота без привода открывать вручную тяжело, лучше в таком случае два полотна или механизмы уравновешивания).

Проанализировав перечисленные особенности, вы сможете определить оптимальные размеры ворот и подходящий тип конструкции именно для вашего гаража. Всесторонний подход убережёт от типичных проблем: слишком тесного проёма, неудобного въезда, сложного монтажа или быстрого износа ворот из-за несоответствия габаритов.

Заключение

Правильный выбор размеров гаражных ворот – залог безопасной и удобной эксплуатации гаража на годы вперёд. Стандартные решения (ширина порядка 2,5–3 м и высота около 2,2 м для одного авто) подходят в большинстве случаев, но всегда стоит учитывать индивидуальные нюансы: размеры именно ваших автомобилей, планировку участка, высоту потолков и т.д. Не следует гнаться за чрезмерно большими проёмами «с запасом», так как это ведёт к удорожанию и утяжелению конструкции без необходимости. Вместо этого оптимизируйте размеры под реальные нужды, соблюдая рекомендованные минимальные зазоры.

Кроме того, важно правильно сопоставить тип ворот с характеристиками гаража: при недостатке места под потолком выбрать рулонные или откатные системы, при желании экономии – распашные, при необходимости частого использования – автоматизировать для удобства. Современный рынок предлагает много вариантов стандартных ворот под любые задачи, а при нестандартных требованиях всегда можно заказать изготовление по индивидуальным размерам. Грамотно спроектировав проём и установив подходящие ворота, вы избавите себя от проблем с провисшими створками, заедающими механизмами и теплопотерями, получив надежный и функциональный гараж.

В итоге, ориентируйтесь на типовые размеры и рекомендации производителей, но адаптируйте их под свою ситуацию. Если сомневаетесь, лучше привлечь специалистов для замеров – профессиональный подход сэкономит время и средства, обеспечив оптимальный результат. Ваш гараж и ворота должны служить вам долго, оставаясь удобными и безопасными в использовании – и правильный выбор размеров играет в этом решающую роль.

Все статьи